Еще раз о развивающих играх
Один из
способов интеллектуального развития ребенка это развивающие
игры. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов
обучения – от простого к сложному, и очень важный принцип творческой
деятельности – самостоятельно и по способностям. Постепенное возрастание
трудностей в играх, позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться
самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от
обучения. Многие педагоги в своей работе используют известные развивающие
игры:
- игры
Никитина Б.П. («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Уникуб»,
«Кирпичики», «Точечки», «Внимание», «Угадайка»)
- блоки
Дьенеша
- вкладыши
Мантессори
- цветные
палочки Кюизенера
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий.
Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания
окружающей действительности. Чем больше разнообразной информации
поступает в мозг ребенка, тем активнее идет процесс формирования нервных
клеток (нейронов), а это, конечно же, сказывается на уровне его интеллекта. А
если во время занятий активизировать сразу несколько сенсорных систем, между
соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи,
координироваться работа различных отделов мозга. Поэтому в детском саду
большое внимание уделяется сенсорному развитию. Используются такие игры
как:
Геометрическое
лото
1.Назови,
какого цвета, формы, размера
2.Найди
такую же картинку
3.Подбери
одинаковые
4.Определи
на ощупь
5.Найди клад
6.Построй
как я
7.На что
похоже
8.Угадай-ка
9.Чудесный
мешочек
10.Домино
11.Мозаики
12.Вкладыши
13.Собери
так же
14.Обведи по
контору
15.Распредели
по домикам
Внимание– это
важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и
отбрасывания лишней. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов
(восприятия, памяти, мышления) внимание способствует повышению их
эффективности. Здесь можно предложить таки игры как:
1.Найди все
круглое, квадратное, желтое, зеленое, большое и т.д.
2.Что
изменилось
3.Повтори
4.Найди
сходство, различие
5.Найди
ошибку
6.Будь
внимателен
7.Выложи
такой же узор
8.Построй
так же
9.Сделай
такую же фигуру
10.Цепочки
11.Повтори
за мной
12.Обезьянки
13.Разноцветные
цепочки
14.Что в
коробочке лежит
В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного
запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы обогащать
ее полезными знаниями, упражнять произвольную память.
1.Что
пропало
2.Что
изменилось
3.Выложи
узор как я!
4.Выложи по
памяти
5.Фотография
6.Придумай
цепочку
7.Внимание
8.Запомни и
повтори
9.Запомни
место
10.На что
похоже
11.Что я
видел
12.Делай что
скажу, а не то, что покажу
13.Сколько
покажу кружков, столько сделаем прыжков
14.Расскажи
на ощупь
Большое
внимание уделяется развитию воображения (оно необходимо для всякой творческой
деятельности). В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на
основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления
формируется творческое воображение. А помогут в это такие игры как:
1.На что это
похоже
2.Дорисуй
предмет
3.Кляксы
4.Тактильная
память
5.Придумай
свой узор
6.Хорошо -
плохо
7.Придумай
свою сказку
8.Что общего
9.Что можно
построить
10.Для чего
это пригодиться
11.Угадай
предмет
12.Отгадай,
что я показываю
13.Бывает –
не бывает
14.Построй
из палочек, чтобы было похоже на …
15.Чудесные
превращения
16.Чего на
свете не бывает
Развивать мышление можно
с помощью следующих игровых упражнений:
1.Что лишнее
2.Что
сначала, что потом
3.Продолжи
ряд
4.Составь
узор
5.Собери
картинку
6.Сложи
квадрат
7.Собери
цепочку
8.Игры с обручем
9.Найди клад
10.Кто в
домике живет
11.Уникуб
12.Геоконт
13.Кубики
для всех
14.Волшебный
квадрат
15.Головоломки
(пифогор, танграм, волшебный круг, монгольская игра и т.п.)
16.Счетные
палочки
17.Логический
ряд
18.Найди
закономерность
Говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии
дошкольников, хочется подчеркнуть, что “знания, усвоенные без интереса, не
окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся
полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть
опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при
этом творчество”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий