Ребята-дошколята

суббота, 18 ноября 2017 г.

Особенности сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте


     Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в детский сад, изображает воспитателя, проводящего занятие в группе.
     В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
     Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт  благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

          Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
      Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
      В связи со всем выше сказанным, уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.
    Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержании.

     Разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы и предметы заместители. Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно-игровой деятельности. (Повар готовит, взяв продукты, уложив их в кастрюльку; врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т.д.) 
     Основная задача воспитателя формировать у детей младшего дошкольного возраста игровые умения, способствующие становлению самостоятельной сюжетной игры.
    Игровая задача педагогом может быть поставлена прямо "Покорми мишутку", в косвенной форме "Мишутка голодный" и менее конкретно"Мишка устал, долго гулял".  Он учит придумывать цель в игре, и подбирать под нее игровые действия от простейших парных взаимодействий (катают машинки), до взаимодействий в рамках общего сюжета (дети вместе накрывают на стол, вместе укладывают кукол спать и т.п.)
           

         В какие же сюжетно-ролевые игры играют дети младшего дошкольного возраста? "Детский сад", "Угощение", "Семья", "Куклы", "Шоферы", "Поезд", "Парикмахерская", "Больница", "Поездка" и.д. У каждой из них несколько вариантов. 
        А после игры надо убирать игрушки на место.
       "Дети, пока мы с вами путеше­ствовали, у нас в группе кто-то побывал, все разбро­сал, раскидал. Ну и беспорядок! Кто бы это мог быть? Вы не знаете?". Дети осматриваются кругом. "Я дога­далась, кто это, — продолжает воспитатель. — Это хит­рые шалунишки. Если они появляются где-то, то это просто беда. Никакого житья от них не будет. Все всегда будет валяться, теряться, пачкаться. Вместе с ними жить невозможно! Надо скорее от них избавляться! Вы со мной согласны? Что же нам  надо делать с ними, вы не знаете?". Дети дают советы. Воспитатель внима­тельно их выслушивает и вдруг радостно восклицает: "Вспомнила! Когда я была маленькой, моя бабушка рас­сказывала мне про хитрых шалунишек и про то, как от них избавиться. Шалунишки не любят порядок и чис­тоту. И если все быстро убрать по местам, они мгно­венно исчезнут. Прогоним шалунишек? Конечно. Итак, начали!".
     Дети разбегаются по групповой комнате и начитают наводить порядок. Воспитатель им помогает. Поддер­живать интерес и темп уборки он может с помощью:
  • рифмовок ("Мы игрушки убираем, шалунишек про­гоняем, шалунишки никогда не воротятся сюда" и т. п.);
  • обращений к детям ("Внимательнее ищите следы шалунишек. Где непорядок, значит, там поселились шалунишки". "Мне кажется, один из шалунишек пря­чется среди книг, так они все разбросаны" и т. п.);
- поощрений ("Ай-да, Миша! Ай-да, молодец! В таком порядке кубики укладывает. Теперь я уверена, что сюда ни один шалунишка и носа не покажет". "Лиза, какая ты умница! Я бы никогда не догадалась под ку­кольную кроватку заглянуть. А там оказались тарелки, ложки и даже платье кукольное? Ну, а теперь здесь пол­ный порядок!").
     После уборки игрушек воспитатель и дети удовлетво­ренно оглядывают свою группу. Воспитатель подводит итог проделанной работы: "Вот теперь — совсем другое дело! Если бы не вы, то никогда нам от хитрых шалуни­шек не избавиться. А теперь я уверена, что вы не пусти­те их к нам. Я права?".
    В последующем воспитатель может обращаться к об­разу "шалунишек" (но уже как напоминанию о них): "А вам не кажется, что на кухне у кукол шалунишки резви­лись?"       Кто хочет их прогнать оттуда? Кто уберет там?

2 комментария:

  1. Ольга Валерьевна, добрый вечер. Замечательная консультация получилась, вроде бы ничего нового, но все же по-авторски тепло...

    ОтветитьУдалить